• Москва
  • Санкт-Петербург
  • Рязань

115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 66/30с1


192029, г. Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, 35А


390044, г. Рязань, Московское шоссе, д.20

Желания заказчика СКУД

Критически важные объекты имеют очень высокие требования к безопасности. К таким объектам можно отнести транспортную инфраструктуру, предприятия топливно-энергетического комплекса, промышленные предприятия, объекты массового людей и т.п. Если рассматривать их с позиции СКУД – это множество пользователей, сложнейшие расписания доступа (рабочие смены, выходные и т.д.), требование большой пропускной способности (с учетом часов пик), различные уровни доступа на территорию (в том числе проезда) и многое другое.

Заказчику СКУД на таких объектах необходимо решить четыре основные задачи:

  1. Выполнение требований законодательства.
  2. Максимальная эффективность СКУД, независимость от управляющих ей сотрудников.
  3. Экономический эффект внедрения СКУД.
  4. Обеспечение удобства пользователей при эксплуатации системы и ее обслуживании.

Законодательный регламент

Законодательство весьма серьезно регламентирует вышеперечисленные объекты. Так, в Постановлении Правительства РФ № 940 от 10.12.2008 г. «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлена необходимость изменения режима работы СКУД при переходе на различные уровни безопасности (как самого объекта, так и государства). Примером может послужить задача СКУД в аэропорту: если уровень безопасности повышается, должно произойти следующее:

  1. переход системы в режим мгновенного запрета доступа по разовым пропускам на критические элементы;
  2. подтверждение проходов по другим пропускам с пульта управления безопасностью транспорта;
  3. изменение режима работы КПП автомобилей (поднятие дорожного блокиратора с целью постоянного досмотра).

Рассмотрим работу типичной системы. При введении дополнительного уровня безопасности, начинается стремительная ликвидация разовых пропусков, выведение множества охранников на автомобильные КПП, перенастройка алгоритмов работы и т.д. В алгоритмах СКУД различные сценарии запрограммированы изначально, и это позволяет избежать стрессовых ситуаций, что гарантирует комфорт заказчика.

Когда речь идет о критически важных объектах, требованием закона становится внедрение биометрии. Но нюанс здесь заключается в том, что очень часто биометрия на объекте имеет вид отдельной системы (соответственно, с отдельной базой данных). Отдельное занесение биометрических признаков вынуждает оператора бюро пропусков работать одновременно в двух системах – и в итоге возникают большие проблемы с нормальной отчетностью, нет эффективности работы системы. Следовательно, необходима биометрическая система, способная к интеграции в СКУД. Но далеко не редки ситуации, в которых после установки системы безопасности у ее главного пользователя (то есть представителя службы безопасности) возникает вопрос к системному интегратору: законодательство требует передавать отчетность в компетентные органы в режиме реального времени – возможно ли это? И оказывается, что в техническом задании такое не предусмотрено. В итоге после внедрения крайне дорогой СКУД системные операторы вынуждены вести отдельные журналы, готовить и пересылать отчеты.

Автоматизированная подготовка отчетов и их пересылка в нужном формате (Excel, факс, e-mail и пр.) могут быть обеспечены любой системой обработки информации, и это существенно облегчит деятельность руководителя службы безопасности.

Нюансы человеческого фактора

Таких нюансов множество, и удобнее всего анализировать их с помощью конкретных кейсов. Рассмотрим некоторые случаи из практики.

КЕЙС № 1

Нефтеперерабатывающий завод реализовал на своем автомобильном КПП систему распознавания автомобильных номеров. Существующие сегодня системы функционируют не совсем успешно, например, могут не распознать из-за грязи пару символов номерного знака. В данном случае заказчику была необходима стопроцентная идентификация номера при въезде автомобиля на территорию завода. Решением задачи стало создание уличного терминала, дающего сотруднику КПП возможность корректировать номер вручную, если произошло лишь частичное распознавание. Охранником сканируются карта водителя (а также пассажиров), после чего он собственной картой подтверждает идентификацию, и въезд (выезд) автомобиля разрешается с санкции этого сотрудника КПП. Таким образом, регистрация въезжающих и выезжающих автомобилей стопроцентна, и при этом фиксируется абсолютно все необходимое – кто и на каком автомобиле прибыл на территорию, кем осуществлены досмотр и корректировка номера, точное время события.

КЕЙС 2

Внедряется система, основанная на стороннем проекте. В данной СКУД отлично организованы и оборудованы пешеходные и автомобильные КПП. Однако в ходе детальной экспертизы обнаруживается объект, не обозначенный на КПП: технологические ворота, имеющие шлагбаум. Въезд через них контролируется по пропускам охранником. В отношении критически важного объекта это означает полное отсутствие эффекта от системы безопасности, поскольку проникновение на территорию особых сложностей не представляет. Критерий эффективности – это всегда защищенность того элемента, который менее надежен.

КЕЙС 3

Весьма часто проекты СКУД сопровождаются пояснительными записками, где описываются алгоритмы работы точек доступа или КПП и зафиксирована необходимость оснащения КПП СКУД, внедрения биометрии, реализации распознавания номеров и т.п. После закупки оборудования, внедрения и запуска системы, заказчик объявляет, что все сделано неправильно: он хотел интегрированную систему, включающую досмотр, автоматическое поднятие блокиратора, двойную идентификацию (карта плюс биометрия). То есть техническое задание трактуется заказчиком в его нуждах, а при проектировании это не учитывается. Результат однозначный: дозакупка оборудования, увеличение времени пусконаладочных работ… Поэтому крайне важным на этапе проектирования является подробное описание алгоритмов и пошаговое согласование их с заказчиком.

КЕЙС 4

СКУД внедрена, и на это потрачены миллионы. Но кто получает информацию о тревожном событии первым? Да – оператор КПП или диспетчерского центра. Следовательно, вся эффективность СКУД зависит от действий или бездействия конкретного человека. И необходимо предоставить заказчику решения, обеспечивающие корректное реагирование. Сегодня на рынке есть программные продукты, имеющие функционал, позволяющий автоматическое уведомление соответствующих служб о тревоге, вызов группы реагирования, контроль исполнения оператором инструкций и т.д. Благодаря внедрению таких программных продуктов эффективность обеспечения безопасности увеличивается многократно.

Экономические выгоды

Под экономической выгодой подразумевают оптимизацию затрат, которая достигается благодаря внедрению СКУД.

Открытость и стандартизация

СКУД представляет собой не единственную систему безопасности на объекте, а одну из подсистем целого комплекса. Соответственно, технические решения, используемые в ней, должны быть открытыми, а также должны поддерживать стандартизованные протоколы – для того чтобы заказчик мог развивать систему вне зависимости от конкретного вендора и при этом исключить лишние затраты.

Бюро пропусков

На экономическую выгоду от внедрения СКУД напрямую влияет бюро пропусков. Как правило, оформление пропусков – занятие трудоемкое, требует около 10 минут и отвлекает сотрудника или контрагента от выполнения его профессиональной деятельности. Значительно сэкономить время можно, применив решения с единым интерфейсом, куда поступают паспортные данные, фотографии, биометрические признаки.

Пропускная способность

Проходная предприятия в часы пик должна пропустить за 10-15 минут порядка 200-400 человек, и именно от СКУД зависит, вовремя ли люди начнут работать. Например, может быть поставлена такая техническая задача: обеспечение времени вывода данных с карты доступа на рабочее место сотрудника КПП максимально за 1 секунду. Такие детали необходимо обсуждать с заказчиком заранее, и в случае каких-либо ограничений внедряемой системы, закладывать решение проблемы на этапе проектирования – например, увеличить количество точек прохода.

Интеграция СКУД с системами ERP и УРВ

Весьма значимой перспективой эффективности внедрения СКУД выступает учет рабочего времени сотрудников, формирование табельного учета с целью начисления зарплаты и т.п. Установление системы доступа, которая не позволяет передачу данных в СУБД типа 1С, на современном этапе является нецелесообразным. Предусматривать это следует на этапе проектирования, так как у заказчика все равно появится данная потребность.

Электронная заявка на пропуск

Логическое продолжение СКУД, которой производится качественная выдача пропусков, – это стабильное и быстрое согласование таких заявок. Но необходимо учесть следующий нюанс: когда внедряется система электронных заявок на пропуска, она обязательно должна быть интегрирована и синхронизирована со СКУД. Если это не сделано, то экономия времени на документообороте, аннулируется из-за выдачи пропуска в бюро пропусков, дублирования ввода данных, уже имеющихся в системе заявок.

Обеспечение контроля отгрузки продукции

Приведем пример: на нефтеперерабатывающем заводе внедрена СКУД, после чего заказчик ставит задачу: необходимо обеспечить контроль отгрузки продукции при прохождении контрольных точек. Проблема возникла по двум причинам: во-первых, отсутствовала внешняя парковка, что создавало огромные очереди, а во-вторых, водитель заезжад на территорию по накладной, но ехал не на точку, отраженную в документах, а на ту, которая была нужна ему.

Реализовали следующее решение: внедрение системы контроля и интегрирование ее с системой логистики. Водитель, имеющий право на отгрузку и накладную, получал электронный маршрутный лист, заезжал через КПП, после чего включался счетчик регламентированного времени. Машина направлялась на весы, эти данные поступали в СКУД, водитель ехал в точку налива, указанную в маршрутном листе, далее снова происходило взвешивание, потом выезд с территории завода. То есть система стала вести контроль нарушений и, обнаружив таковые, не выпускала машину с территории.

Таким образом, уже внедренная на объекте СКУД получила несколько считывателей и была интегрирована. Финансовые затраты несущественные, а экономическая выгода имела большие масштабы. Это решение окупило себя первой же ситуацией раскрытого нарушения.

Заказчик должен доказать собственнику тот факт, что система безопасности представляет собой не только расходы, но и инвестиции, позволяющие в будущем оптимизацию тех или иных процессов и решение бизнес-задач. Интегратор должен знать о подобных моментах во время подготовки проекта и его защиты.

Необходимость индивидуального подхода

Индивидуальный подход заключается в заботе о пользователях. Для комфортного пользования у системы должен быть понятный и простой интерфейс. Оператор видит на экране, какие инструкции ему нужно выполнить, и ощущает поддержку и контроль системы, принимая решения.

Достаточно часто интегратор не в силах продать обслуживание системы. Существует гарантия, и заказчик планирует обслуживать систему собственными силами. Практика показывает, что, продавая проект системы безопасности, в том числе СКУД, необходимо заложить расходы на ее сопровождение в течение года. Если не сделать это – вы получите негативную обратную связь с заказчиком. При этом обучение пользователей следует проводить до тех пор, пока они не поймут, как работать с системой.

Основные заказчики системы безопасности – это ИТ-департамент и служба безопасности. И каждый из них имеет свою цель. ИТ-менеджер требует от системы минимальных временных затрат на обслуживание, прозрачности и простоты с позиций модернизации и работоспособности. Директор службы безопасности ждет соответствия требованиям закона и эффективности работы своей службы. В случае, когда эти аспекты учтены заранее, департаменты станут в рамках проекта хорошими друзьями, а интегратор обретет отличные рекомендации.

Как обеспечить комфорт заказчика?

Чтобы заказчик остался доволен, требуется следующее:

  1. Выполнение требований законодательства.
  2. Максимальное исключение человеческого фактора (не следует забывать, что оператор далеко не всегда заинтересован в хорошей работе системы).
  3. Экономическое обоснование проекта.
  4. Максимальная оптимизация внедрения системы.
  5. Забота о пользователях системы.

Успешная реализация продуктов и проектов возможна только при таком подходе.

Наверх